Решение №08/4529 по жалобе от 29 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«18» мая 2020г.                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2020г.

Решение в полном объеме изготовлено  «18» мая 2020г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

 <…> -

Заместитель руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

 

<…> –

 

 

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок

 

 

<…> -

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок

 

 

 

    рассмотрев  дело № 042/06/34-624/2020, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МКУ «УЖКХ» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014   № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

        30.04.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «ТИТАН» (вх. №2692э от 30.04.2020г.), ООО «Аспект» (вх. №2681э от 30.04.2020г.), ООО «АТЛАНТИКПРО» (вх. №2693э от 30.04.2020г.), ООО «МОРИС» (вх. №2709э от 30.04.2020г.), ООО «СТРОЙ ГАЗ СЕРВИС» (вх. №2696э от 30.04.2020г.) на действия заказчика – МКУ «УЖКХ» при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» и аукционная документация.

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

        22.04.2020г. в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – МКУ «УЖКХ» были размещены извещение о проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» и аукционная документация.

       Согласно части 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

    Согласно Постановления Правительства РФ от 04 февраля 2015 года №99, приложение № 1 пункта 2 наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
     При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
- не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;
- не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей

     Заказчиком в пункте 34 Информационной карты установлено:

34.

Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Установлено.

В соответствии с Приложением № 1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»

(в соответствии с требованиями установленными к участникам закупки в извещении)

     Таким образом заказчиком не нарушены требования законодательства о контрактной системе.

     В соответствии с частью 6 статьи 66 ФЗ 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ 44-ФЗ  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.   

    Заказчиком в пункте 21 Информационной карты установлено:

 

21.

Требования к содержанию и  составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме:

Необходимые документы указаны в пункте 10 раздела 1 «Инструкции участникам закупки»  аукционной документации, в том числе, во  второй части заявки участникам необходимо представить:

- Копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», действующей на дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и подтверждающей членство участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (данные требования не распространяются на участников закупок в случаях, перечисленных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (согласно ст. 55.17, ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ)

(В соответствии с ч.12 статья 55.16  ГрК РФ. Подрядчик должен предоставить допуск СРО в зависимости от уровня ответственности и соответственно с учетом предложенной цены).   

       В соответствии с частью 3 статьи 65 ФЗ 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. 

        Информация о том, что размещение вышеуказанного пункта документации об аукционе повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц не имеется.

       Таким образом довод заявителя является необоснованным.

      В соответствии с частью 8 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

      Заказчиком в пункте 8.1.2 проекта контракта установлено:

      «8.1.2. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом. Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается на основании пункта 9 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года № 1042:

а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

        В соответствии с частью 7 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

       Заказчиком в пункте 8.1.1 проекта контракта установлено:

      «8.1.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».    

      Таким образом заказчиком нарушены требования части 7 статьи 34  ФЗ 44-ФЗ.

      В соответствии с частью 27 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

    Заказчиком в пункте 2.7.5 проекта контракта установлено:

   «2.7.5. В случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств на указанный Заказчиком счет, возврат обеспечения, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ, осуществляется Заказчиком по заявлению Подрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и в том числе подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ (оказанных услуг), при условии отсутствия оснований для удержания сумм из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ».

 Таким образом заказчиком нарушены требования части 27 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ.

 В соответствии с пунктом 23 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

         В соответствии с пунктом 24 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

      Заказчиком в проекте контракта не предусмотрены требования пунктов 23, 24 статьи 34 ФЗ 44-ФЗ, следовательно данные правовые нормы заказчиком не соблюдены.

      Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Смета контракта должна составляться в соответствии с методикой, утвержденной Минстроем России (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), (ч.ч. 6.1 и 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

     В соответствии с приказом от 23 декабря 2019г. №841/пр, приложение №1 к приказу, части VI пункта 29. НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культыры) народов РФ, а также строительству некапитальных строений и сооружений осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов,  и сметных цен строительных ресурсов.

    В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 ФЗ 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

     В частности определено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также строительству некапитальных строений и сооружений осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

      В аукционной документации заказчика протокол определения НМЦК отсутствует.

      Вместе с тем, функциями по контролю за порядком определения НМЦК Кемеровское УФАС не обладает.

       В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов".

    Следовательно, у заказчика в аукционной документации присутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации, таким образом требования законодательства не нарушены.

    В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 ФЗ 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

    В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

     Таким образом, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации.

     Таким образом, требования законодательства о контрактной системе заказчиком не нарушены.

           Руководствуясь статьей 99 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 РЕШИЛА:

 

        1. Признать жалобу ООО «Аспект» на действия заказчика – МКУ «УЖКХ» при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» частично обоснованной.

        2. Признать жалобу ООО «ТИТАН» на действия заказчика – МКУ «УЖКХ при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» частично обоснованной.

        3. Признать жалобу ООО «АТЛАНТИКПРО» на действия заказчика – МКУ «УЖКХ» при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6» частично обоснованной.

         4. Признать жалобу ООО «МОРИС» на действия заказчика – МКУ «УЖКХ» при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6»  необоснованной.

        5. Признать жалобу ООО «СТРОЙ ГАЗ СЕРВИС» на действия заказчика – МКУ «УЖКХ» при проведении электронного аукциона  №0139300001220000084 «Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ ООШ №6»  необоснованной.

        6. Признать заказчика – МКУ «УЖКХ» нарушившим требование части 7, части 27 статьи 34, части 23, части 24 ФЗ44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

       7. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

      8. Передать жалобу ООО «АТЛАНТИКПРО» в Главное контрольное управление Кемеровской области для рассмотрения в пределах предоставленных полномочий доводов жалобы в части порядка определения НМЦК.

       9. Передать материалы дела № 042/06/34-624/2020 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

 

Председатель комиссии:                                                        <…>

  

          Члены  комиссии:                                                         <…>

                                                                                                 

                                                                                                  <…>

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
ИНН 4214036481, ОГРН 1144214000589
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ ГАЗ СЕРВИС"
ИНН 0608024615, ОГРН 1130608002898
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АТЛАНТИКПРО"
ИНН 6670487060, ОГРН 1196658065603
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТИТАН"
ИНН 5406801106, ОГРН 1195476070965
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АСПЕКТ"
ИНН 2222811910, ОГРН 1132223003252
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОРИС"
ИНН 6658531749, ОГРН 1206600003598